Идём в первый класс. Советы педиатра
«Вот и осень на дворе,
Птицы к югу полетели.
Значит, время детворе
Книжки складывать в портфели»
Т. Бокова
Первый класс - новый этап в жизни не только для ребёнка, но и для его родителей. Мамам и папам предстоит пройти заново путь первоклашки, но уже в другой роли. Ваш ребёнок уже не малыш, он начинают свою самостоятельную, наполненную ответственностью, жизнь. А вы, родители, будете его наставником и самой главной поддержкой. Мы задали 7 вопросов нашему педиатру Татьяне Алексеевне Каиновой о том, как вести себя родителям первоклашек в этот непростой и такой важный период.
Начнём, пожалуй, с самой важной стороны жизни первоклашки - его морального здоровья. Школа – это новая обстановка, новый коллектив, разные учителя, которые так же незнакомы ребёнку. С какими трудностями в этот период может столкнуться ребёнок и как родители могут и/или должны ему помочь?
Т.А.: Первый класс – это не только учёба, новые знакомства и впечатления, это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия умственной, физической и эмоциональной нагрузок. Адаптация к школе - это длительный процесс, который в среднем может длиться от 2-х до 6-ти месяцев, а в некоторых случаях и весь первый год обучения. Для каждого ребёнка этот период проходит по-разному – для кого-то легко и быстро, а для кого-то болезненно и долго. Успех адаптации во многом зависит от родителей, а учителя и психологи станут помощниками в этом процессе.
Нельзя выделить общие правила адаптации, это индивидуальный процесс, который во многом зависит от: личностных особенностей ребёнка, степени его готовности к школе, социализации (сотрудничество с другими детьми, посещал ребёнок ДДУ или нет), микроклимата и настроя в семье.
А вот общие правила для родителей выделить всё же можно. Старайтесь чаще говорить с ребёнком, спрашивайте у него, как прошёл день, что происходило в школе. Расспросите про соседа по парте и одноклассников – удалось ли с кем-то подружиться. Наводите ребёнка на позитивный настрой. Ему морально сейчас непросто, и ваша поддержка будет очень кстати. Кроме этого, если ребёнок хочет взять с собой в школу любимую игрушку – не запрещайте, это его личная поддержка, часть его привычной жизни. Но обязательно проговорите, что в школе играть можно только на переменах, чтобы это не стало причиной первых замечаний учителя.
С отправлением в школу у ребёнка меняется режим дня. Как помочь ребёнку влиться в новый режим и сколько времени для этого нужно?
Т.А.: Чтобы помочь ребёнку адаптироваться к новой среде нужно правильно распланировать его день. Составьте расписание на день вместе с ребёнком (обязательно следите за его выполнением), так ему будет легче привыкнуть к новому графику. Нужно чередовать умственные и физические нагрузки с отдыхом ребёнка и играми.
После занятий в школе давайте ребёнку 1,5-2 часа отдыха, а если вашему первоклашке необходим дневной сон – не лишайте его этого.
При соблюдении расписания, ребёнок вполне может влиться в новый режим до окончания первой четверти. Правда после каникул, когда родители дают послабления своим детям, скорее всего придётся начинать привыкать к школьному режиму сначала. Но это уже будет быстрее.
Кроме режима дня, меняется и режим питания. В школе ребёнок получает один приём пищи, но достаточно ли его? Нужно ли давать ребенку с собой дополнительную порцию еды для перекуса? Что это должно быть?
Т.А.: Чаще всего родители школьников сталкиваются с одной и той же проблемой – ребёнок отказывается завтракать. Не стоит насильно заставлять ребёнка кушать. Подбирайте на завтрак те продукты, которые ребёнок любит. Ваша цель – чтобы ребёнок скушал хоть что-нибудь и не ушёл голодным (регулярное отсутствие завтраков в последствии может привести к гастриту). Конечно, это не должны быть конфеты и шоколадки. Но это вполне может быть просто бутерброд с чаем или йогурт. Обязательно интересуйтесь у учителя кушает ли ребёнок в школе. Если он кушает плохо или не всегда, обсудите возможность давать ребёнку с собой небольшой перекус. Это может быть какой-то фрукт или питьевой йогурт.
В первом классе ещё не дают домашнее задание. Но некоторые родители считают, что с ребёнком необходимо заниматься вне школы. Стоит ли заставлять ребёнка заниматься дома после занятий?
Т.А.: В первом классе не должно быть домашних заданий, но, если вам хочется после школы позаниматься с ребёнком, повторить пройденный материал, почитать - время этих занятий не должно превышать 30-60 минут. Если вы видите, что ребёнок потерял интерес и постоянно отвлекается – на настаивайте на занятиях.
С началом учебного года родители начинают подумывать ещё и о дополнительных занятиях ребёнка в спортивных секциях или кружках. Стоит ли сразу нагружать ребёнка и заполнять его день дополнительными занятиями? Как правильно выбрать секцию или кружок, чтобы это не приносило ущерб здоровью и приносило ребёнку радость?
Т.А.: Если ваш ребёнок посещал дополнительные занятия (кружки, спортивные секции) до поступления в школу и ему это нравилось, то продолжайте эти занятия. Если вы хотите отдать ребёнка в новую секцию или кружок при поступлении в первый класс, то нужно обсудить это с ребёнком. Он должен хотеть заниматься там. И лучше, чтобы это было что-то одно, так как школа сама по себе это колоссальная нагрузка для семилетнего ребёнка. Если ребёнку сложно адаптироваться в новом коллективе, но есть желание ходить в кружок или секцию, вы можете выбрать место, куда пойдёт заниматься или уже занимается знакомый ему ребёнок или друг. Тогда коллектив не будет совсем чужим для ребёнка и период адаптации пройдет легче.
Как поддерживать здоровье ребёнка в период таких резких изменений в его образе жизни, нужно ли давать дополнительно витамины или какие-то пищевые добавки?
Т.А.: Если ребёнок чувствует себя нормально, вы соблюдаете режим дня и питания, то никаких дополнительных витаминов ему давать не надо. Однако помните, что сейчас у ребёнка увеличились умственные и физические нагрузки, следовательно, в его рационе должно увеличиться количество свежих фруктов и овощей.
В школе некоторые родители начинают сталкиваются с такой проблемой, когда ребенок жалуется на боли в животе, головную боль и т.д. Часто эти жалобы лишь причина, чтобы не идти в школу. Как понять, симулирует ребенок или нет, и как родители должны реагировать на подобные жалобы?
Т.А.: Да, такие ситуации встречаются нередко, когда ребёнок начинает придумывать причины, в том числе и болезни, чтобы не идти в школу. Но не стоит сразу обвинять ребёнка в симуляции и гнать его в школу. Ведь это может быть правдой, даже если накануне он чувствовал себя нормально. Причиной внезапного недомогания может стать стресс – это вполне реально, если ребёнку предстоит важное мероприятие в школе или контрольная работа. В этой ситуации вы должны спокойно сказать ребёнку, что сегодня он останется дома, но завтра он обязательно пойдет в школу. Если подобные ситуации случаются часто, то лучше, конечно, обратиться к врачу, чтобы предотвратить серьезные последствия. Если же вы понимаете, что ребёнок симулирует и просто не хочет идти в школу, ваша задача выяснить, почему ребёнок прибегнул к этому. Не ругайте его, поговорите с ним – возможно у него есть некие конфликты с одноклассниками или учителями. Очень важно вовремя распознать такие ситуации, чтобы у ребёнка не развивалось негативное отношение и страх к школе.
И вот еще несколько общих советов родителям первоклашек:
- Утром будите ребёнка спокойно, ласковым голосом. Собираясь в школу, не подгоняйте и не дёргайте его по пустякам. Правильно рассчитывайте время от пробуждения до прихода в школу - дорога в школу должна быть прогулкой, а не бегом.
- Прощаясь в школе, желайте ребёнку удачи.
- Если после школы ребёнок жаждет рассказать вам что-то – не останавливайте его.
- Если ребёнок расстроен и молчит – не допытывайтесь. Позже он сам всё расскажет.
- Если учитель сделал замечание в адрес вашего школьника, не ругайте сразу ребёнка – выслушайте и его точку зрения.
- Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.
- Обязательно хвалите ребёнка за успехи.
Не контролируйте постоянно ребёнка, дайте ему возможность научиться работать самому.
Читайте нас на Дзене